Ретроспективный анализ выступлений квалифицированных пловчихстайеров на чемпионатах мира

Авторы:

Карпова С.Н., Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, г. Санкт- Петербург, Россия; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия, ORCID: 0000-0002-6874-2217, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

В статье сделан ретроспективный анализ выступлений квалифицированных пловчих-стайеров на чемпионатах мира. В работе приведена сводная таблица, отражающая дисциплины, в которых участвуют спортсменки на данный момент. Также представлены: победительницы на дистанциях, страна, которую они представляют, результат. Наглядно прослеживаются определенные позиции – страны, участницы которых максимально часто становились победителями, и динамика результатов на дистанциях. Материалы. В статье рассмотрены результаты исследований автора по анализу выступлений квалифицированных пловчих-стайеров на чемпионатах мира, определена динамика результатов, распределение стран-призеров в периоде проведения соревнований. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, педагогическое наблюдение, видеоанализ соревновательной деятельности пловчихстайеров, анализ полученных данных. Результаты. Автором выявлена динамика включения длинных дистанций в плавании на чемпионатах мира, включая проплывание дистанций в бассейне ( 800 м в/ст, 1500 м в/ст) и на открытой воде (5 км, 10 км, 25 км). Показана динамика результативности, ведущие страны в каждой дисциплине. Полученные данные помогут сделать анализ методик тренировочного процесса, применяемого в странах-победительницах, результатымогут послужить основой для внесения изменений в тренировочный процесс пловчих-стайеров, направленный на повышение его эффективности, начиная от начальной подготовки, заканчивая уровнем высокой квалификации. Заключение. В тренировочном процессе при применении индивидуального подхода необходимо применять комплексный метод, в основу которого может быть положен анализ методик ведущих стран-участниц в плавании. Тренерскому составу и спортсменам следует уделять особое внимание сочетанию индивидуального подхода и новейших исследований в медико-биологической и психологической области, в основе которого будут положены данные о высокой результативности методик тренировочного процесса ведущих стран-участниц.

Ключевые слова:

анализ выступлений, плавание, квалифицированные пловчихистайеры, чемпионаты мира, индивидуализация тренировочного процесса.

DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-3-5-9

Скачать полный текст статьи

Педагогическая модель тренировки классического упражнения «Рывок гири»

Авторы:

Пронин Е.А., Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого г. Санкт-Петербург, Россия, ORCID: 0000-0001-8439-1448, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Фадеев А.С., Михайловская военная артиллерийская академия г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0000-0003-3375-4581, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Воркожоков И.И., Михайловская военная артиллерийская академия г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0000-0001-8465-1376, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дроздов В.И., Михайловская военная артиллерийская академия г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0000-0004-2925-2063, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

С давних времён упражнения с гирями служили одним из средств физического развития людей. Гиревой спорт является циклическим силовым видом спорта, в основе которого лежит подъём гирь максимально возможное количествоо раз за отведённый промежуток времени в положении стоя. В гиревом спорте проводятся соревнования по следующим дисциплинам: классическое двоеборье, толчок по длинному циклу, армейский гиревой рывок, гиревое жонглирование. Нами было рассмотрено упражнение «Рывок гири» из классического двоеборья. Материалы. В статье рассмотрены результаты исследований отечественных и зарубежных авторов, опросы респондентов по основам техники выполнения классического упражнения «Рывок гири». Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, опрос респондентов, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты. Разработана педагогическая модель тренировки классического упражнения «Рывок гири», к важным компонентам которой можно отнести: части выполнения упражнения, фазы выполнения упражнения, а также элементы выполнения упражнения. Раскрыты основные технические элементы тренировки классического упражнения «Рывок гири». Проведенный педагогический эксперимент показал, что разработанная авторами педагогическая модель эффективна: испытуемые экспериментальной группы показали результат в среднем на 5-7% лучше, чем испытуемые контрольной группы. Заключение. Установлено, что тренерам, спортсменам-гиревикам в тренировочном процессе при подготовке индивидуальных тренировочных заданий целесообразно использовать разработанную нами педагогическую модель тренировки классического упражнения «Рывок гири». Итоги педагогического эксперимента показали, что разработанная нами педагогическая модель подходит не каждому спортсмену-гиревику. Тренеры должны учитывать физические возможности, а также соматотип спортсменов. Научная новизна исследования состоит в разработке педагогической модели тренировки классического упражнения «Рывок гири». Практическая значимость заключается во внедрении педагогической модели тренировки классического упражнения «Рывок гири» в тренировочный процесс спортсменов-гиревиков.

Ключевые слова:

гиревой спорт, педагогическая модель, соматотип, эксперимент, эффективность, сила.

DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-3-10-15.

Скачать полный текст статьи

Модели периодизации нагрузок силовой направленности в мезоциклах подготовки лыжников-гонщиков высокого класса

Авторы:

Миссина С.С., Федеральный научный центр физической культуры и спорта г. Москва, Россия ORCID: 0000-0003-1226-5914, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Адодин Н.В., Федеральный научный центр физической культуры и спорта г. Москва, Россия ORCID: 0000-0003-0620-885X, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Крючков А.С., Федеральный научный центр физической культуры и спорта г. Москва, Россия ORCID: 0000-0001-9423-8092, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мякинченко Е.Б., Федеральный научный центр физической культуры и спорта г. Москва, Россия ORCID: 0000-0003-1184-9694, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Программирование эффективного тренировочного процесса требует целесообразной периодизации тренировочных нагрузок различной направленности. В литературе имеется информация о схемах построения макроциклов современных высококвалифицированных лыжников-гонщиков (ЛГ), однако такая информация практически отсутствует в отношении моделей построения мезоциклов на этапах подготовительного периода. Поэтому целью работы была разработка модели периодизации нагрузок силовой направленности в мезоциклах подготовки ЛГ. Материалы и методы исследования. Данные о тренировочных нагрузках одиннадцати ЛГ, лидеров национальных спортивных команд России (мужчин и женщин) в условиях централизованной подготовки, собирались ежедневно и обрабатывались с понедельной градацией с мая по сентябрь в период с 2018 по 2020 гг. Все виды нагрузок классифицированы в соответствии с 3 режимами дистанционной циклической и 6 режимами силовой подготовки. Результаты. На всех этапах подготовительного периода ЛГ использовали модель мезоциклов по схеме 3+1, где 3 – «нагрузочные» и 1 – «разгрузочный» микроциклы. Длительность микроциклов составляла 5-9 дней. Схема мезоцикла циклических нагрузок, включая аэробно-силовой метод, была 3+1. Мезоцикл силовой подготовки строился по схеме 2+2. В нагрузочных микроциклах силового мезоцикла все режимы силовых нагрузок совмещались с высокими объемами низкоинтенсивной циклической нагрузки. Однако наиболее специфические высокоинтенсивные циклические упражнения планировались на 3-й микроцикл и совмещались только с поддерживающими объемами силовых упражнений. От втягивающего до специально-подготовительного этапа последовательно уменьшались объемы упражнений, выполняемых в медленных «гипертрофических» и на «максимальную силу» режимах, но увеличивались объемы упражнений в высокоинтенсивных быстрых режимах сокращения мышц. В условиях среднегорья использовались относительно большие объемы высокоинтенсивных («на максимальную силу») медленных режимов, но существенно меньшие объемы взрывных и скоростно-силовых упражнений. Заключение. Полученные в работе схемы построения мезоциклов с учетом контингента испытуемых могут рассматриваться в качестве «моделей» периодизации, отражающих закономерности планирования мезоциклов на этапах подготовительного периода в современных лыжных гонках.

Ключевые слова:

силовые тренировки, сочетание тренировочных режимов, элитные спортсмены, микроциклы, сборная спортивная команда, аэробные упражнения.

DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-3-23-30.

Скачать полный текст статьи

Педагогические условия, необходимые для эффективного развития базовых элементов техники игры в процессе подготовки волейболисток 15-17 лет

Авторы:

Самойлова Е.Л., Филиал ВУНЦ «ВВА» в г. Челябинске, г. Челябинск, Россия ORCID: 0000-0001-8989-3025, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Болотин А.Э., Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0000-0003-3048-378X, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

В настоящий период специфика совершенствования волейбола взаимосвязана с возрастанием популярности этой игры среди молодых людей. Соревнования предусматривают коллективные усилия игроков с разным темпом при реализации действий. Увеличение результативности подготовленности спортсменок, достижение высоких турнирных показателей требуют постоянного возрастания двигательных навыков для более разнообразного применения волейбольных приемов. Специфика тренировок волейболисток состоит в необходимости коррекции подготовленности отдельных игроков, а также усилении командной игры в целом. При этом весомая роль отводится увеличению результативности тренировок игроков на основе учета базовых элементов техники игры. Материалы. Определение педагогических условий, необходимых для эффективного развития базовых элементов техники игры в процессе подготовки волейболисток 15-17 лет. Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы, исследование специализированных литературных источников, опрос тренеров, оценивание технических приемов профессионалами, анкетирование спортсменок, методы математической статистики. Результаты. В статье представлены педагогические условия, необходимые для эффективного развития базовых элементов техники игры в процессе подготовки волейболисток 15-17 лет. К ним относятся: формирование навыков пространственной ориентации игроков с учетом специфики конкретного момента матча; развитие силы и скорости, которые позволяют достичь результативности выполнения технических действий игроками во время матчей; формирование навыков ориентации на площадке у игроков в обычном игровом положении. Значимыми условиями являются: разработка критериев выявления и оценивания степени развития навыков ориентирования на паркете, принимая во внимание конкретный момент игры; развитие индивидуальных навыков и корректировка их применения одновременно с увеличением скорости перемещения по площадке и силы удара по мячу; разработка показателей оценки скоростных и силовых параметров (по 5-балльной системе) у волейболисток. Заключение. Доказано, что создание выявленных условий в тренировочном процессе позволяет увеличить результативность деятельности волейболисток в рамках соревнований.

Ключевые слова:

техническая подготовка, волейбол, физическая подготовка.

DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-3-16-22.

Скачать полный текст статьи

Развитие координационных способностей лыжников на этапе начальной подготовки с учетом функциональной асимметрии

Авторы:

Гибадуллин М.Р., Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма г. Казань, Россия ORCID: 0000-0001-6217-0054, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Файзрахманов Р.Ш., Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма г. Казань, Россия ORCID: 0000-0002-6950-0009, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Гарифуллин А.И., Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма г. Казань, Россия ORCID: 0000-0002-5234-7749, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Басин Д.И., Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма г. Казань, Россия ORCID: 0000-0002-9733-7210, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Есина А.В., Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма г. Казань, Россия ORCID: 0000-0002-0074-7214, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Координационные способности, наравне с быстротой и выносливостью, имеют большое влияние на результат в лыжных гонках. Это обусловлено тем, что лыжнику-гонщику необходимо умение держать ритм, воспроизводить и отмерять временные, пространственные и силовые параметры, держать равновесие и т.д. Сенситивный период для развития координационных способностей приходится на возраст 8-11 лет, поэтому целесообразно заниматься их развитием на этапе начальной подготовки. Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, отличаются своей разнообразностью и модификацией. Для наиболее эффективного их применения необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Одной из таких особенностей является функциональная асимметрия. Материал. В данной статье рассматривается функциональная асимметрия лыжников 9-11 лет и ее влияние на развитие координационных способностей. Методы исследования. Анализ и обобщение научнометодической литературы, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результат. Был разработан комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей. Он включал в себя упражнения циклического, акробатического характера, упражнения на лыжах и подвижные игры, в заключительной части проводились упражнения из ЛФК. Предполагалось не только развитие координационных способностей, но и снижение асимметричности движений. Первые две недели мы обучали лыжников правильному выполнению упражнений. Обучение начиналось с ведущей руки, также применялось зеркальное выполнение отдельно для праворуких и леворуких детей. По мере усвоения упражнения усложнялись посредством внешних факторов или элементов новизны. Заключение. Эффективность разработанного комплекса была доказана педагогическим тестированием из 6 контрольных тестов, оценивающих 6 координационных способностей. Достоверные различия показателей в начале и в конце эксперимента были выявлены в 4 из 6 контрольных тестов.

Ключевые слова:

функциональная асимметрия, координационные способности, лыжники, индивидуальный профиль асимметрии.

DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-3-31-37.

Скачать полный текст статьи